Ссоры — это одна из форм взаимодействия детей друг с другом. Если подойти к конфликтам с правильной позиции, они помогают личному и социальному развитию ребенка.

CPP (Психолого-педагогический центр образования и управления конфликтами) работает с конфликтами, но, в отличие от традиционной педагогики, видит в них не зло, а возможность роста. Главное условия для этого метода — не ругать детей за ссоры, поскольку конфликт — это их способ взаимодействия друг с другом.
В этом смысле вмешательство взрослого не только бесполезно, но и нежелательно, поскольку подавляет природную способность детей к самоуправлению, способность самостоятельно прийти к соглашению. Особенно это касается маленьких детей.
К тому же вмешательство взрослых препятствует возникновению напряжения (фрустрации), которое естественным образом рождается во время ссоры. Хоть данное напряжение и вызывает дискомфорт, оно побуждает детей к личностному развитию.

Проще говоря, ссоры помогают детям познать себя, научиться сосуществовать с другими и постепенно открывать свои сильные и слабые стороны.

Детские конфликты, выраженные в том числе и физически, можно сравнить с борьбой между детенышами животных, которые дерутся в шутку, чтобы понять, как жить вместе. 
  
Следовательно, ошибкой было бы вмешиваться в эти отношения и особенно (как принято в традиционной педагогике) искать виноватого.

С точки зрения педагогики и образования детская ссора представляет собой широкий простор для исследования, работы и проектной деятельности.

Если выслушать и проанализировать многочисленные рассказы детей о своих ссорах, сразу бросается в глаза тот факт, что взрослые и дети воспринимают ссоры по-разному.

Для детей обоего пола ссора — это нормальная часть их жизни: естественный, органический, насыщенный эмоциями процесс. После ссоры дети смотрят на нее как на нечто непосредственное, они не нагружают ссору дополнительным смыслом и воспринимают ссору, как она есть.

Чаще именно отношение взрослых к конфликту может привести в замешательство. Взрослые склонны придавать ссорам некое воображаемое и часто неверное значение. Подобное отношение неизбежно влечет за собой искаженное восприятие и неправильную оценку конфликта

Исследования психологии развития, посвященные данной теме, помогли установить некоторые особенности детской ссоры, в которых конфликт рассматривается как своеобразный модус вивенди, то есть, как естественное событие и неизбежная часть совместной игры.

            КОГДА ДЕТИ ССОРЯТСЯ, ОНИ УЧАТСЯ!

Методика, разработанная для родителей и учителей, которую Даниеле Новара назвал «Ссориться Хорошо», является плодом долгого размышления на тему, можно ли научить детей ссориться.

Гипотеза, из которой мы исходим, подтверждена исследованиями. Она заключается в том, что дети любого возраста обладают богатой способностью к саморегулированию конфликтов между ними.

В чем же состоит метод "Ссориться Хорошо" ?

Метод предполагает два шага назад и два шага вперед.

  1. Первый шаг назад: не ищите виноватого, потому что его нет.

  1. Второй шаг назад: не предлагайте решение. Правильного ответа не существует. Важна только способность регулировки конфликта.

  1. Первый шаг вперед: предложите детям обсудить свою ссору друг с другом.

  1. Второй шаг вперед: когда дети придут к согласию, одобрите их.